Расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома по нормативам СНиП, СанПиН 2024 года

Нормы строительства на участке

На каком расстоянии должны находиться мусорные контейнеры (баки): от жилого дома, детской площадки, школы

Сбор и вывоз ТКО играют весьма важную роль в жизни каждого человека. И если с МКД относительно все понятно, то в ИЖС и СНТ необходимо точно знать допустимое расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома, чтобы не платить потом штрафы. Рассмотрим этот вопрос более детально.

Нормы размещения мусорных контейнеров от жилых домов

Сегодня есть 2 термина, обозначающих твердые отходы: ТБО (бытовые) и ТКО (коммунальные). По содержанию они тождественны, но в НПА фигурирует ныне 1 аббревиатура – ТКО.

Правила сбора и временного расположения ТКО, размещения соответствующих мусорных контейнеров в первую очередь регламентируются санитарными нормами, надзорный орган здесь Роспотребнадзор. Он же дает разъяснения по поводу дистанций, выдерживаемых при размещении мусорных баков.

Применяемые в данной ситуации федеральные документы СанПин с 2021 г.: 2.1.3684-21. Это обновленные правила касательно рассматриваемой темы. Они будут действовать до марта 2027 г.

Ранее действовавшие СанПины 42-128-4690-88, 2.1.7.3550-19, 2.1.2.2645-10 уже юридически не применимы (утратили силу). А именно на них ссылался раньше Роспотребнадзор.

Законодательные акты

В 2024 г. к рассматриваемым правоотношениям применяются следующие НПА:

  • ПП РФ № 1039,
  • ФЗ-89.

В ст. 1 ФЗ-89 закреплено определение ТКО. Это отходы, образуемые в жилье в процессе потребления физлицами и товары, утратившие потребительские свойства в ходе их эксплуатации гражданами для удовлетворения собственных и семейных бытовых нужд.

ПП РФ № 1039 определяет порядок обустройства территориально ограниченных площадок накопления ТКО. Внимание здесь акцентировано на необходимости приведения мест накопления ТКО в соответствие с региональными санитарными законодательно закрепленными требованиями (нормативами).

Таким образом, точные нормы размещения мусорных ящиков надо смотреть в санитарных правилах субъекта РФ по месту проживания.

Расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома по нормативам СНиП, СанПиН 2024 года

Дополнительные нормативы

Что касается СНТ и ИЖС, то дополнительные требования могут устанавливаться также на муниципальном уровне и в локальных актах садового/дачного товарищества. Поэтому чтобы не попасть впросак, надо заблаговременно получить консультационную и справочную помощь в местной администрации и/или в правлении СНТ.

Требования к организации мусорных площадок

Для сбора и временного хранения ТКО в пределах населенных пунктов должны быть обустроены контейнерные площадки. Вне зависимости от типа мусоросборников им надлежит располагать подъездом, водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения осадочных сточных вод, а также ограждением, предупреждающим распространения отходов за пределы оборудованной площадки.

Расстояние от контейнерных площадок до жилых домов, границы индивидуальных земельных наделов под ИЖС, установлено от 20 м до 100 м. В случае раздельного сбора — от 8 м.

В качестве исключения в районах сложившейся застройки при невозможности соблюдения нормативных параметров допустимо уменьшение расстояний от мест накопления ТКО на четверть (¼ или 25%).

Изменение дистанции происходит на основе санэпид. экспертизы (санэпид. оценки) и и только в том случае, если на площадке имеются навесы. Возможность уменьшения расстояний отсутствует, кроме исключения описанного выше.

Число мусоросборников, размещаемых на одной мусорной площадке, определяют при подсчете граждан, их использующих, и нормативов накопления ТКО. На площадках для мусора, по общим правилам, размещают не больше 8 баков для смешанного накопления ТКО или 12, где 4 – для раздельного сбора, либо не больше 2 больших ящиков для складирования КГО (крупногабаритных отходов).

При раздельном накоплении их владелец предусматривает контейнеры для каждой категории отходов или группы однотипных отходов, предотвращающие смешивание разных видов, групп отходов, либо групп однотипных отходов.

Период временного накопления несортированного мусора определяют по средним за 3 суток показателям температуры окружающего воздуха:

  • от +5 °C – не больше 1 дня;
  • до +4 °C – не дольше 3 дней.

Региональный оператор, фактически собирающий и транспортирующий КГО, обеспечивает его вывоз по степени накопления, но не реже раза в 10 дней при температурном показателе до +4 °C, а при температурном параметре от +5 °C – не реже раза в 7 дней.

Ограждение мусорной площадки для сбора ТКО

Ограждение, профилактирующее разнос мусора по окружающей местности, должно быть в обязательном порядке. Оно должно быть сконструировано так, чтобы:

  1. У операторов, занимающихся вывозом, была возможность подъехать к площадке и, посредством манипулятора, взять бак, опорожнить его и поставить на прежнее место.
  2. Был организовано бетонное/асфальтное покрытие в основании и навес под наклоном для отведения осадочных сточных вод.
  3. Имелись боковины и задняя стенка, предотвращающие распространение мусора по близлежащей территории.
  4. Высота трехстороннего ограждения на спецплощадках для КГО не менее 1 м.

Расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома по нормативам СНиП, СанПиН 2024 года

Расстояние от различных типов строений до мусорных баков и контейнеров

Помимо внешнего вида, количественной составляющей, имеет также значение величина отступа от различных зданий и сооружений. Здесь первостепенную роль играет категория последних. Рассмотрим нормативные дистанции размещения мусорных баков для различных ситуаций:

  • в частных домовладениях,
  • в многоквартирных домах,
  • в дошкольных и общеобразовательных учреждениях,
  • на игровых и спортивных площадках,
  • в публичных местах массового отдыха населения и т. д.

Частный сектор

Как уже было обозначено ранее, дистанция от земельного участка ИЖС, жилого дома — 20-100 м. Уменьшена она может быть лишь в качестве исключения, о котором говорилось выше, и не более чем на четверть.

У владельцев частных домов не возникает обязанности по оборудованию прилегающей к их дому территории мусоросборниками. Площадки здесь организует муниципалитет.

Расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома по нормативам СНиП, СанПиН 2024 года

Многоэтажные дома

Для многоэтажек (МКД) действуют тождественные нормы в плане отступов от контейнеров с мусором, то есть 20-100 м. При этом если площадка размещается на придомовой территории, то она вместе с контейнерами относится к общедомовому имуществу. Если же за пределами, закрепленной по документам за домом земли, то тогда это собственность и ответственность муниципалитета.

Нередко между последним и жильцами возникают конфликты (споры) по зоне ответственности. Если их не удается решить мирно, то точки над «i» может расставить суд. Он же вправе по заявлению граждан обязать местную администрацию осуществлять должное содержание таких мест.

Расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома по нормативам СНиП, СанПиН 2024 года

Детские сады школы игровые площадки

Складирование мусора сопряжено с различными рисками для окружающих. В частности, мусор привлекает насекомых и грызунов, бродячих кошек и собак, которые в свою очередь могут разносить различные заболевания. А собаки так вообще, сбиваясь в стаи, периодически нападают на людей. Поэтому для мест, где возможно нахождение детей, применяются те же правила дистанцирования, что и для жилых массивов.

Какие еще существуют дистанции:

  • от площадок для спорта и/или для пребывания детей, ДОУ (ДОО), общеобразовательных учреждений, мест коллективного отдыха граждан (например, городских парков) — 20-100 м;
  • до медучреждений – от 25 м в городской черте, 15 м — в селах.

В селах и ПГТ

Обязанность по формированию контейнерных площадок возлагается в частном секторе не на собственников частных домов, а на местную администрацию. Порядок и правила вывоза мусора также определяют местные власти путем согласования с представителями регионального оператора. Стандартный вариант для поселковых домов складирования мусора — оставлять его вдоль дороги (напротив дома) на земле или в подвешенном состоянии (на дереве или специально оборудованном столбе с крепежом).

Иначе говоря, здесь, ввиду особенностей застройки, применяются местные правила.

Однако с марта 2021 г. действуют обновленные правила (новый СанПин), гласящие, что и в городе, и в сельской местности должны формироваться контейнерные площадки для ТКО. В то же время и в новых правилах есть оговорка, что допустимы сбор и вывоз ТКО/КГО в сельской местности и в частном секторе городского типа бестарным способом, то есть описанным выше.

Ответственность за нарушения и их устранение

Так как обязанность по формированию контейнерных площадок в частном секторе возлагается на местную администрацию, то ответственность за их отсутствие тоже лежит на местных властях. Что касается МКД, то организация самих площадок и их дальнейшее обслуживание для контейнеров — это компетенция собственников жилья или лиц, под управлением которых находится дом, если указанные объекты относятся к общему имуществу. Если же имущество не относится к общедомовому, то это уже прерогатива местных властей.

Масштабно анализируя отечественные нормы права, можно прийти к выводу, что обязанность по организации территорий накопления ТКО, включая обслуживание и чистку емкостей, мусоропровода, контейнерных площадок, размещенных на общедомовых земельных участках, лежит на собственниках помещений МКД или управляющих организациях — УК, ТСЖ и пр.

Относительно СНТ обязанность по установке мусорных баков лежит на правлении товарищества. Они же заключают соглашения с легальными региональными операторами на вывоз ТКО. При отсутствии таких договоров Комитет Госэконадзора накажет нерадивых управленцев рублем. По итогам прошлого года общая сумма штрафов, которые получили СНТ, составила около 3 млн рублей.

Если нарушение выявлено впервые, то в зависимости от его состава в качестве альтернативы штрафа может выноситься предупреждение. Если допущенное нарушение не устраняется, то по истечении определенного времени допускается повторное привлечение к ответственности. Это уже будет штраф. За систематическое нарушение действующих правил и неисполнение административных решений (актов), вступивших в силу может наступать отдельная ответственность.

Есть также и статьи КоАП РФ, где альтернатива в виде предупреждения вообще не предусмотрена, например, ст. 8.2. Она подразумевает административную ответственность, в форме штрафных санкций, за несоблюдение требований охраны окружающей среды при обращении с отходами потребления.

Оцените статью
Добавить комментарий